Автомобильный кузов – это лицо машины и её визитная карточка. От того, в каком состоянии находится кузов, напрямую зависит внешний вид и общее впечатление об автомобиле. Но, к сожалению, с годами и в процессе эксплуатации даже самый ухоженный кузов подвергается износу и различным повреждениям.
В этой статье речь пойдёт о типичных проблемах и неисправностях, возникающих на кузове легкового автомобиля, их причинах и способах устранения. Мы рассмотрим наиболее характерные поломки – от мелких потёртостей до серьёзных деформаций кузовных элементов. Узнаем, откуда они берутся и как можно восстановить повреждённые участки кузова, чтобы автомобиль снова радовал глаз.
Типичные поломки кузова и виды ремонтных работ
К наиболее распространенным неисправностям кузова автомобиля, встречающимся в процессе его эксплуатации, относятся механические и коррозионные повреждения. Такие проблемы требуют соответствующих ремонтных работ: рихтовки деформированных панелей, замены пострадавших деталей, восстановления лакокрасочного покрытия, устранения очагов коррозии. Объем работ зависит от характера и степени повреждений кузова.
Повреждения кузова от механических воздействий
Механические повреждения кузова, выраженные в различных вмятинах, трещинах, сколах и перекосах отдельных панелей, как правило, возникают из-за дорожно-транспортных происшествий или неаккуратной парковки. Иногда даже небольшой удар или скольжение по поверхности способно привести к глубоким деформациям металла и нарушениям лакокрасочного покрытия.
Повреждения кузова от коррозии
Коррозионные повреждения кузова чаще проявляются при длительной эксплуатации автомобиля и воздействии агрессивных факторов окружающей среды: влаги, перепадов температур, промышленных выбросов. В результате — истончение лакокрасочного покрытия, появление точечных очагов ржавления, растрескивание и облупление краски, сквозная коррозия металла.
Вмятины и царапины от повседневной эксплуатации
При повседневном использовании автомобиля на кузове неизбежно появляются мелкие повреждения косметического характера в виде вмятин, сколов и глубоких царапин. Причиной их становятся неосторожное открывание дверей на парковке, удары камней из-под колес встречных машин, поцарапины от веток деревьев и так далее. Такие дефекты портят эстетический внешний вид кузова.
Поломки каркаса кузова при ДТП
Дорожно-транспортные происшествия являются распространенной причиной серьезных повреждений автомобильных кузовов. Лобовые или боковые столкновения на высокой скорости способны привести к значительным деформациям и разрывам несущих элементов каркаса. Ремонт в таких случаях бывает весьма затратным или вовсе нецелесообразным из-за полной выбраковки кузова.
Виды работ при ремонте кузова
В зависимости от характера и степени повреждений автомобильного кузова могут проводиться следующие виды ремонтных работ:
- Компьютерная диагностика — определение перечня необходимых работ по устранению выявленных дефектов с помощью специального оборудования.
- Рихтовка — процесс выправления вмятин, сколов и восстановления формы деформированных элементов кузова без их замены.
- Замена повреждённых кузовных деталей. Производится при невозможности или нецелесообразности рихтовки.
- Шпатлевание — заделка вмятин и трещин специальными шпатлевками перед окраской.
- Окраска кузова или отдельных его частей в камере по подобранному цвету эмали.
- Антикоррозийная обработка — нанесение спецсоставов для защиты от ржавчины.
Такой комплекс работ позволяет полностью восстановить технические и эстетические характеристики повреждённого кузова.
Рихтовка элементов кузова
Рихтовка представляет собой процесс выправления вмятин, сколов и других деформаций элементов кузова без их демонтажа и замены. Это позволяет быстро и с минимальными затратами придать первоначальную форму слегка пострадавшим деталям.
Для качественной рихтовки применяют специализированные инструменты и оборудование: рихтовочные лопатки, резиновые молотки, гидравлические растяжки. Под их воздействием металл плавно разглаживается, восстанавливая свою структуру.
Восстановление геометрии кузова
При серьезных механических повреждениях кузова нарушается его заводская геометрия — расстояния между элементами, их взаимное расположение. Это приводит к перекосам, неправильному закрыванию дверей, проблемам с эксплуатацией.
Чтобы вернуть кузову первоначальную жесткость и устойчивость, применяют специальные стапели и оборудование для вытяжки. С их помощью кузов постепенно выводится в правильное положение, после чего производится закрепление достигнутого результата.
Замена поврежденных деталей
В случаях, когда рихтовка поврежденных элементов кузова невозможна или нецелесообразна, прибегают к их полной замене. Это бывает при глубоких деформациях металла, трещинах, сквозной коррозии и других разрушительных воздействиях.
Замене могут подлежать такие детали, как крылья, двери, капот, крышка багажника, пороги, лонжероны, усилители и прочие элементы. Новые запчасти имеют точную геометрию и отлично подогнаны друг к другу.
После установки новых частей обычно требуется дополнительная регулировка зазоров, подгон по высоте, а также окончательная обработка и окраска для совпадения цвета. Качественная замена деталей позволяет полностью возродить кузов к жизни.
Полировка и покраска кузова
Полировка лакокрасочного покрытия необходима не только для придания эстетичного внешнего вида после ремонта кузова, но и для защиты от негативных внешних воздействий.
Суть процесса заключается в сглаживании мелких царапин, подтёков, потёртостей и неровностей с помощью специальных полирующих паст и машинок. В результате поверхность становится идеально гладкой и блестящей.
Окраска кузова или отдельных его частей необходима после замены деталей, а также при значительных повреждениях лакокрасочного слоя. Современные краски и технологии покраски в камере позволяют добиться идентичного заводскому цвета с учетом всех оттенков и эффектов базового цвета автомобиля.
Качественные материалы для ремонта
Для качественного ремонта кузова автомобиля очень важно использование профессиональных материалов от проверенных производителей. Это позволяет добиться максимально долговечного результата.
К таким материалам относятся:
- Оригинальные запасные части от производителя или от крупных поставщиков комплектующих (Febi, Lemforder, Moog и др.)
- Высокопрочные стали и алюминиевые сплавы для элементов кузова
- Качественные сварочные материалы (электроды, проволоки) от проверенных брендов
- Шпатлевки, грунты и краски ведущих производителей (Dupont, Spies Hecker, Standox и др.)
- Современные преобразователи ржавчины, антикоррозионные грунты и мастики.
Применение таких расходных материалов позволяет максимально восстановить ресурс отремонтированного кузова и значительно продлить срок его службы.